Геополитика Армении

В 2020 году в результате разрушительной войны армяне потеряли часть анклава Нагорного Карабаха, а также окружающий его гласис. Если худшего удалось избежать, то отношение России к своему армянскому союзнику и протеже не оправдало возлагавшихся на нее ожиданий. Многотысячелетняя нация, но без недавней государственной традиции, Армения должна сегодня проанализировать причины такой катастрофы, научиться выживать во враждебной геополитической среде и перестроить свои отношения со своей большой и влиятельной диаспорой.

Тигран Егавян, исследователь Французского центра разведывательных исследований (CF2R), поднимает вышеперечисленные вопросы в своей новой книге «Géopolique de l’Arménie», которая, прежде всего, носит образовательный и перспективный характер.

Ниже интервью Тиграна Егавиана для ENDERI (Entreprise Défense & Relations Internationales):

В конце сентября 2020 года при военной поддержке Турции Азербайджан, авторитарный режим на Южном Кавказе, начал жестокое наступление на самопровозглашенную Нагорно-Карабахскую республику. Этот конфликт привел к гибели 6000 человек, в основном армян, и закончился поражением Арцаха, который несколько лет пренебрегал своей обороной перед лицом Азербайджана, который постоянно усиливал свою армию с целью этого «отвоевания».

Что вы хотели продемонстрировать в вашей книге?

44-дневная война, проигранная армянами осенью 2020 года, выявила степень расхождения между представлением реальности и эволюцией силовых отношений, а также региональной и глобальной геополитической ситуацией. Для армян такое потрясение, тяжелое с человеческими, территориальными и моральными последствиями, требовало критического осмысления. Эта «критическая» геополитика — своего рода ответ на это поражение перед лицом реализма, течения в международных отношениях, к которому я близок.

Моя цель состояла в том, чтобы показать, что Армения – страна, которая может претендовать на уникальную историческую и цивилизационную глубину, но которая в отсутствие государственной культуры также несет тяжелую ответственность за свое несчастье.

Откуда такая одержимость турок и азербайджанцев Арменией, которая не представляет для них опасности?

Турки и азербайджанцы, объединенные языковой общностью, а то и общностью судьбы, считают маленькую, изуродованную и обескровленную Армению неким несоответствием. Для них опасность не столько физическая — поскольку ни в одном случае Армения официально не ставила под сомнение границы, доставшиеся в наследство от Карского договора 1921 года, — сколько психологическая, даже экзистенциальная. Тот факт, что Армения, какой бы маленькой она ни была, все еще существует спустя 107 лет после геноцида, является своего рода бомбой замедленного действия для Турции, которая построила себя как национальное государство на трупах христиан Анатолии.
Международное признание геноцида, поддерживаемого Арменией, является камнем в ботинке Анкары.
Если армянские, греческие и ассиро-халдейские историки неоднократно напоминают нам, что плавильный котел их цивилизаций находится в Анатолии и Верхней Месопотамии, это подпитывает ненавистный и воинственный дискурс Турции, все еще преследуемой севрским синдромом, то есть страхом ее расчленения, вызванным Севрским договором 1920 года, к которому армяне сентиментально привязаны, поскольку он очерчивал контуры химерической «свободной и воссоединенной Армении».
Что касается азербайджанцев, то российский историк Александр Беннигсен, специалист по советскому исламу, отмечал, что враждебность азербайджанцев лежит в основе их национализма, тогда как русские занимают лишь второе место в рядах «ненавистных иностранцев». соизмеримо с дискомфортом, который испытывают азербайджанцы при формировании своей идентичности, расколотой между несколькими антагонистическими системами отсчета: исламом, но шиитским, изменением алфавита три раза за столетие (арабско-персидский, кириллица, затем латиница), тюркским языком, но отрезанными от османского пространства и недавней историей интегрированными в русско-советский мир.
Все это контрастирует с армянским цивилизационным референтом, глубоко укоренившимся в его языке, его вере и его оригинальном алфавите. Учитывая, что азербайджанское национальное сознание остается запутанным, единственный объединяющий азербайджанский нарратив основан на ненависти к армянам, ненависти, подпитываемой травмой, вызванной потерей почти 15 процентов территории страны за два года (1992-1994 гг.).

Какую ответственность несут нынешние армянские политические элиты за поражение от Азербайджана? Извлекли ли они из этого уроки?

Они несут очень тяжелую политическую ответственность за то, что «заморозили» конфликт с несостоятельным статус-кво. Армения упустила историческую возможность пойти на уступки, когда Азербайджан стоял на коленях после прекращения огня 1994 года и мирный договор был возможен. Элита, пришедшая к власти в 1998 году, подтолкнула президента Армении Левона Тер-Петросяна к отставке, поскольку он выступал за решение, основанное на взаимных уступках при посредничестве ОБСЕ. Недостаточная гарантия безопасности арцахских армян.
За последние 30 лет баланс сил значительно изменился в пользу Азербайджана. В дополнение к экономическому неравенству с этой богатой углеводородами страной-рантье существует также демографический дисбаланс, который сильно сказывается на Карабахе. Армянские лидеры за 30 лет так и не заселили Арцах, а Армения буквально лишилась своего населения (с момента обретения независимости зарегистрировано 1,5 миллиона отъездов). Сбивающее с толку пренебрежение армянских лидеров к общим интересам, понятию государства и гражданства, низкое участие диаспоры в жизни города... значительно ослабили эту обескровленную страну, которая не может позволить себе роскошь быть разделенной.

Почему международное сообщество было так пассивно перед лицом развязанной Баку войны и наблюдаемых злоупотреблений? И почему оно упорно не реагирует, несмотря на непрекращающиеся провокации и агрессии Азербайджана?

Потому что в международном праве защита территориальной целостности имеет приоритет над правом народов на самоопределение. Прецедент с Косово остался прошлом. Прежде всего, Армения была очень изолирована дипломатически, в отличие от Азербайджана, который умело продвигал свои пешки в нескольких многосторонних организациях (ООН, НАТО, Совет Европы...). Западники видели в этой войне возможность ослабить Россию на ее заднем дворе и поэтому воздерживались от поддержки армян.
Европейский союз полагал, что, финансируя программы экономического наверстывания в Армении, он мог бы закрыть глаза на своё попустительство по отношению к расистской и экспансионистской политике Азербайджана, который возвел армянофобию в государственную доктрину. Что касается нарушения территории Армении, то Брюссель и НАТО уже мало внимания уделяют нарушениям воздушного и морского пространства Греции турецкими войсками, так как же их может растрогать нападение на Армению ее соседа, тем более, что она не входит в состав какой-нибудь западной организации коллективной безопасности?

Соответствовала ли позиция Франции стандартам дипломатических традиций и дружеских отношений нашей страны с Арменией и ее традиционной роли защиты христиан Востока? Как это воспринимается на местном уровне?

Нас угощали повторением "одновременной макронщины" во время войны. Четкие и смелые заявления главы государства о присутствии наемников-джихадистов рядом с турко-азербайджанцами и объявлении агрессора были уравновешены туркофильской и неслышной политикой МИДа Франции, который предлагал свои гуманитарные услуги обеим сторонам.
Армяне не понимают такой дружественной и родной страны, как Франция, которая никогда не упускает возможности возвеличить эту дружбу, но не помогает ей, когда она в опасности. Забыто, что дружба, чувства, культура не имеют значения в международных отношениях... Франция обязана думать о своих интересах, но не в ущерб собственным принципам. Однако ясно, что она растоптала их в Армении и Карабахе, не получив взамен ничего.

Считаете ли вы, что недавний конфликт и нынешняя ситуация являются частью войны цивилизаций, восточных христиан против исламского завоевания?

По крайней мере, это видение, предложенное кандидатом Земмуром! Понятно, что вопрос Карабаха остается прежде всего вопросом права на самоопределение находящегося в опасности населения, которое не может жить в безопасности под азербайджанским флагом. Цивилизационный аспект имеет тенденцию играть более значительную роль, поскольку азербайджанцы продемонстрировали свою способность уничтожать все следы многотысячелетнего присутствия армянской культуры. Снос средневекового кладбища Джога в Нахичеване в конце 1990-х и начале 2000-х годов стал сигналом, который ЮНЕСКО, чувствительная к икорной дипломатии, не уловила.
Несмотря на то, что Азербайджан борется с политическим исламом на своей территории, он не колеблясь использует религиозные узы для разжигания ненависти к армянам.

Другие стороны были более или менее непосредственно вовлечены в конфликт или его разрешение: Иран, Израиль, Индия, Пакистан. Как вы анализируете их игру?

Военно-стратегический союз Пакистана, Турции и Азербайджана гораздо эффективнее и реальнее, чем армяно-индийское партнерство, хотя последнее и укрепляется. Пакистан даже не признает суверенитет Армении в пределах ее международно признанных границ!
Израиль, со своей стороны, сделал ставку на Азербайджан из прагматических соображений: геостратегические конвергенции, поставки нефти в обмен на продажу беспилотников и боевой техники нового поколения, шпионаж против Ирана, культурная дипломатия с наличием большой еврейской общины в Баку и на севере... это цементирует это партнерство, которое продолжает крепнуть.

Почему Ереван так и не признал Арцах? И почему Армения не вмешалась военным путем, чтобы поддержать карабахцев?

Признание Ереваном Арцаха не имело бы никакого влияния на международном уровне, а способствовало бы подрыву процесса, начатого Минской группой ОБСЕ. Ереван пока довольствуется признанием Арцаха де-факто, не признавая его де-юре.
О том, что армянская армия не вводила свои силы против тюрко-азербайджанцев и оставалась в казармах (в Армении) на протяжении всей 44-дневной войны. По словам российского оборонного аналитика Руслана Пухова, это «решение Еревана не вступать в войну» стало основной причиной поражения. Армянские силы по всей линии обороны Карабаха (минус юг) и собственно Армении не предпринимали никаких контрнаступательных мероприятий для отвлечения азербайджанской армии и отвлечения их внимания от основного направления (южного).
В преддверии и во время войны предпринимались масштабные систематические попытки подорвать боеспособность армянской армии. Самый яркий тому пример — закупка в мае 2020 года (за четыре месяца до начала войны) у России четырех истребителей Су-30М, которые были поставлены без ракет и так и не взлетели во время войны. Вскоре после разрушительной «Четырехдневной войны» в апреле 2016 года правительство Армении отклонило предложение Израиля о покупке беспилотников и создании завода по производству беспилотников и связанных с ними боеприпасов.
Ни один склад боеприпасов, ни одна дорога или мост не были разрушены во время войны отступающими армянскими войсками. И, что может показаться результатом военной некомпетентности, около двух третей систем ПВО Арцаха (включая мобильные станции) были уничтожены в течение нескольких часов после вторжения. Еще более досадным является то, что на четвертый день войны в самой Армении был уничтожен зенитно-ракетный комплекс С-300 российского производства (еще один был уничтожен в середине октября). Остальная часть арцахско-армянской системы ПВО, находящаяся с 2016 года под совместным российско-армянским командованием, позволила азербайджанским военным самолетам и беспилотникам контролировать воздушное пространство над Нагорным Карабахом и даже наносить удары по Армении.
Одно можно сказать наверняка, невмешательство армянской армии (кроме призывников, проходящих военную службу в Карабахе) во время войны и неразвертывание ракет «Искандер» остается одной из самых сокровенных тайн этого конфликта, так же как и обстоятельства падения Шуши. Другое дело - игра армянских элит, которые явно сознательно солгали населению о неизбежности проигрышной войны.

В какую игру ведет Россия, которая вмешалась только после окончательного поражения Армении? Почему страны-члены ОДКБ отказались поддержать Армению, несмотря на ее призывы?

Неясно, насколько хорошо Россия была информирована о подготовке к этому конфликту, но она знала, что он неизбежен.
Прекращение огня от 9 ноября 2020 года похоже на применение плана Лаврова (только хуже), поскольку оно не предусматривало передачу стратегического города Шуши и других территорий бывшей НКАО. Русские вмешались на крайний случай, чтобы спасти Армянский Карабах, чтобы сохранить рычаг давления на Азербайджан. Таким образом, Армянский Карабах снова стал российским протекторатом, по крайней мере, до тех пор, пока там находятся российские миротворческие силы. Остается выяснить, какова красная линия Москвы, которая должна иметь дело с турецким вторжением в регион, который она считает ненадежным.
ОДКБ — это прежде всего политическая организация, подчиненная Москве, даже если большинство ее членов не скрывают своих симпатий к Баку, как Беларусь и Казахстан. Удивительно видеть, что если ОДКБ не пошла в интервенцию вместе с Арменией, то быстро прилетела на помощь Казахстану, чтобы "навести там порядок".

Интервью взято Эриком Денесе

Выпускник Sciences Po Paris и INALCO Тигран Егавян является научным сотрудником Французского центра разведывательных исследований (CF2R) и членом редакционной коллегии геополитического журнала Conflits. Он работает во многих СМИ и вносит свой вклад в несколько журналов. Тигран Егавян, в частности, опубликовал:

- Армения в тени священной горы (Névicata, 2015), - Меньшинства Востока, забытые историей (Le Rocher, 2019)

Январь 2022 года
Франция

ПОДЕЛИТЬСЯ НА

оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вам Также Может Понравиться

Geopolitics of Armenia

In 2020, a disastrous war caused the Armenians to lose part of the enclave of Nagorno-Karabakh, as well as the glacis surrounding it. If it has been possible to avoid the worst, Russia’s attitude towards its Armenian ally and protégé has not lived up to hoped-for expectations. 
A multi-millennial nation yet without a recent state tradition, Armenia must today analyze the reasons for such a disaster, learn to survive in a hostile geopolitical environment and reinvent its relationship with its large and influential Diaspora.

Tigrane Yegavian, a researcher at the French Center for Intelligence Research (CF2R) tackles the above issues in his new book “Géopolitique de l’Arménie”, which is above all intended to be educational and forward-looking.

Below the interview Tigran Yegavian to ENDERI (Entreprise Défense & Relations Internationales):

At the end of September 2020, with military support from Turkey, Azerbaijan, an authoritarian regime in the South Caucasus, launched a violent offensive against the self-proclaimed republic of Nagorno-Karabakh. This conflict resulted in 6,000 deaths – mostly Armenians – and ended in the defeat of the Artsakh, who had neglected their defense for several years in the face of an Azerbaijan that had constantly reinforced its army with the aim of this “reconquest”.

Why did you want to demonstrate in your book?

The 44-day war that was lost by the Armenians in the autumn of 2020 revealed the extent of the discrepancy between the representation of reality and the evolution of power relations, as well as the regional and global geopolitical situation. For Armenians, such a shock, heavy with human, territorial and moral consequences, required a critical examination. This “critical” geopolitics is a kind of response to this defeat in the face of realism, a current in international relations to which I am close.

My purpose was to demonstrate that Armenia is a country that can claim a unique historical and civilizational depth, but that in the absence of a state culture also bears a heavy responsibility for its misfortune.

Where does this obsession of the Turks and Azeris against an Armenia that represents no danger for them come from?

Turks and Azeris, united by a linguistic community, or even a community of destiny, consider the small, mutilated and bloodless Armenia as a kind of incongruity. For them, the danger is not so much physical – since in no case has Armenia officially questioned the borders inherited from the Treaty of Kars of 1921 – as psychological, even existential. The fact that an Armenia, however small, still exists 107 years after the genocide, is a kind of time bomb for Turkey, which has built itself as a nation-state on the corpse of the Christians of Anatolia.
The international recognition of the genocide supported by Armenia is a pebble in Ankara’s shoe.
If Armenian, Greek and Assyro-Chaldean historians repeatedly remind us that their civilizational melting pot is located in Anatolia and Upper Mesopotamia, this feeds the hateful and bellicose discourse of a Turkey still haunted by the Sevres syndrome, that is to say, the fear of its dismemberment acted by the Sèvres treaty of 1920 to which the Armenians are sentimentally attached since it drew the contours of a chimerical “free and reunified Armenia”.
As for the Azeris, the Russian historian Alexander Bennigsen, a specialist in Soviet Islam, noted that the hostility of the Azeris is the basis of their nationalism, while the Russians occupy only second place in the ranks of “hated foreigners. This hatred is perhaps commensurate with the discomfort that the Azeris feel in forging their identity, which is split between several antagonistic reference systems: Islam, but Shiite, changes of alphabet three times in a century (Arabic-Persian, Cyrillic, then Latin), Turkish language, but cut off from the Ottoman space and a recent history integrated into the Russian-Soviet world.
All this contrasts with the Armenian civilizational referent deeply rooted in its language, its faith and its original alphabet. Given that the Azeri national consciousness remains confused, the only unifying Azeri narrative is based on hatred of Armenians, a hatred nourished by the trauma caused by the loss of nearly 15 per cent of the country’s surface area in the space of two years (1992-94).

How are the current Armenian political elites responsible for the defeat against Azerbaijan? Have they learned the lessons from it?

They bear a very heavy political responsibility for having “frozen” a conflict with an untenable status quo. Armenia missed the historic opportunity to make concessions when Azerbaijan was on its knees in the aftermath of the 1994 cease-fire and a peace treaty was possible. The elite that took power in 1998 had pushed Armenian President Levon Ter Petrossian to resign because he favoured an OSCE-brokered solution based on mutual concessions. Insufficient guarantee for the security of Artsakh Armenians.
Over the past 30 years, the balance of power has shifted considerably in favor of Azerbaijan. In addition to the economic differential between this hydrocarbon-rich rentier country and Azerbaijan, there is also a demographic imbalance that weighs heavily on Karabakh. In 30 years the Armenian leadership has not repopulated Artsakh, while Armenia has literally emptied itself of its population (1.5 million people have left since independence). The staggering contempt of the Armenian leaders for the general interest, the notion of state and citizenship, the weak participation of the diaspora in the life of the city… have considerably weakened this bloodless country, which cannot allow itself the luxury of being divided.

Why has the international community been so passive in the face of the war unleashed by Baku and the abuses observed? And why does it persist in not reacting despite Azerbaijan’s continued provocations and aggressions?

Because in international law the defense of territorial integrity has taken precedence over the right to self-determination of peoples. The Kosovar precedent has passed by. Above all, Armenia was very isolated diplomatically, unlike Azerbaijan, which had cleverly advanced its pawns in several multilateral bodies (UN, NATO, Council of Europe…).  The West saw in this war an opportunity to weaken Russia in its own backyard and therefore refrained from supporting the Armenians.
The European Union thought that by financing economic recovery programs in Armenia it would be able to turn a blind eye to its complacency towards the racist and expansionist policy of Azerbaijan, which has made Armenophobia a state doctrine. As for the violation of Armenian territory, Brussels and NATO already pay little attention to the violations of Greek air and sea space by Turkish forces, so how can they be moved by the attack on Armenia by its neighbor, especially since it is not part of any Western collective security organization?

Has France’s attitude been up to the standard of our country’s diplomatic tradition and ties of friendship with Armenia and its traditional role of protecting the Christians of the East? How is it perceived locally?

We have been treated to a repetition of the “Macronian at the same time” during the war. The clear and courageous declarations of the Head of State on the presence of jihadist mercenaries on the side of the Turco-Azeris and the designation of the aggressor were counterbalanced by the Turcophile and inaudible policy of the Quai d’Orsay which offered its humanitarian services to both sides.
Armenians do not understand how a dear and friendly country like France, which never misses an opportunity to exalt this friendship, does not assist them when they are in danger. It is forgotten that friendship, feelings and culture have no bearing on international relations… France has the duty to think of its interests, but not at the expense of its principles. However, it has to be said that it has trampled on them in Armenia and Karabagh, without gaining much in return.

In your opinion, is the recent conflict and the current situation part of a war of civilization, Eastern Christians against conquering Islam?

This is at least the reading that the candidate Eric Zemmour proposes! The question of Karabagh remains above all that of the right to self-determination of a population in danger that cannot live in security under the Azeri flag. The civilizational dimension tends to play a more prominent role as the Azeris have demonstrated their ability to annihilate any trace of the multi-millennial presence of Armenian culture. The razing of the medieval cemetery of Jugha in Nakhichevan in the late 1990s and early 2000s was a signal that UNESCO, sensitive to caviar diplomacy, failed to take.
While Azerbaijan is fighting political Islam on its territory, it is not shy about exploiting the religious cord to stir up hatred of Armenians.

Other actors have been more or less directly involved in the conflict or its resolution: Iran, Israel, India, Pakistan. How do you analyze their game?

The military and strategic alliance between Pakistan, Turkey and Azerbaijan is much more effective and real than the Armenian-Indian partnership, although the latter is becoming stronger. Pakistan does not even recognize Armenia’s sovereignty within its internationally recognized borders!
Israel, for its part, has bet on Azerbaijan for pragmatic reasons: geostrategic convergences, oil supply in exchange for the sale of drones and new generation military equipment, espionage against Iran, cultural diplomacy with the presence of a large Jewish community in Baku and the north… these cement this partnership which continues to grow stronger. 

Why did Yerevan never recognize Artsakh? This is the reason why Armenia did not intervene militarily in support of the Karabakhis?

A recognition by Yerevan of Artsakh would have no international impact, it would contribute to undermine the process set up by the OSCE Minsk Group. Yerevan has so far been content to recognize Artsakh de facto, if not de jure.
About the Armenian army did not engage its forces against the Turco-Azeris and remained in barracks (in Armenia) throughout the 44-day war. According to Russian defense analyst Ruslan Pukhov, this “decision of Yerevan not to enter the war” was the main reason for the defeat. The Armenian forces along the entire Karabagh defense line (minus the south) and Armenia proper did not take any counteroffensive measures to distract the Azeri army from their main direction (south).
There were systematic large-scale attempts to undermine the combat readiness of the Armenian army before and during the war. The most blatant example of this was the purchase in May 2020 (four months before the war began) of four SU-30M fighter jets from Russia, which were delivered without missiles and never took off during the war. Shortly after the devastating “Four Day War” in April 2016, the Armenian government rejected an Israeli offer to purchase drones and establish a factory to produce drones and associated munitions.
Not a single ammunition depot, road or bridge was destroyed during the war by the retreating Armenian forces. And in what may seem like the result of military incompetence, about two-thirds of Artsakh’s air defense systems (including mobile stations) were destroyed within hours of the invasion. More embarrassingly, a Russian-made S-300 surface-to-air missile system was destroyed on the fourth day of the war in Armenia itself (another was destroyed in mid-October). The remaining Artsakh-Armenian air defense system, under joint Russian-Armenian command since 2016, has allowed Azeri warplanes and drones to control the airspace over Nagorno-Karabakh, and even to launch attacks into Armenia.
One thing is certain, the non-intervention of the Armenian army (apart from conscripts doing their military service in Karabakh) during the war and the non-deployment of Iskander missiles remains one of the best-kept mysteries of this conflict, as do the circumstances of the fall of Shushi. The other is the game of the Armenian elites, who obviously lied to the population about the imminence of a lost war.

What game is Russia playing, which finally intervened only after the Armenian defeat had been consummated? Why did the CSTO member countries refuse to support Armenia despite its appeals?

It is difficult to know how much Russia was aware of the preparations for this conflict, but it knew it was inevitable.
The ceasefire of 9 November 2020 is similar to an implementation of the Lavrov plan (only worse), since it did not include the cessation of the strategic city of Shushi and other territories of the former autonomous region of Karabagh. The Russians intervened in extremis to save Armenian Karabakh so that they could keep a lever of pressure on Azerbaijan. This is why Armenia’s Karabakh is once again a Russian protectorate, at least as long as Russian peacekeepers are stationed there. It remains to be seen what the red line is for Moscow, which has to deal with Turkish entryism in a region it considers to be its precarious one.
The CSTO is above all a political organization and is subservient to Moscow, even if most of its members make no secret of their pro-Baku sympathies, as do Belarus and Kazakhstan. It is surprising to see that if the CSTO did not move to intervene on the side of Armenia, it was not long before it came to the aid of Kazakhstan to “restore order” there.

Interview by Éric Denécé

A graduate of Sciences Po Paris and INALCO, Tigrane Yégavian is a researcher at the Centre Français de Recherche sur le Renseignement (CF2R) s. He is a member of the editorial board of the geopolitical journal Conflits. He is a contributor to several media and journals. Tigrane Yégavian has notably published:

– Armenia in the Shadow of the Sacred Mountain (Nevicata, 2015),
– Minorities of the East, the forgotten of History (Le Rocher, 2019)

January 2022
France

SHARE ON

Submit a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Leave a reply

Your email address will not be published.

You May Also Like